Галерея современного искусства. Портфолио художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, иллюстраторов

Работы за месяц

Новые авторы

Купить работу

В галереи ArtoSpace Вы можете приобрести или заказать живопись, графику, скульптуру, изделия декоративно-прикладного искусства. Подробнее о том как купить картину, работу

Ваша галерея

Уважаемые авторы, для того чтобы создать свою галерею (бесплатно), зарегистрируйтесь и Вы сможете размещать свои работы для продажи, авторского повтора, просмотра. Создание арт галереи

Возможности

О возможностях галереи и как эффективнее ими воспользоваться, читайте в разделе О арт галерее

Новости галереи

Объединены две языковые версии, русская и английская, на одном адресе artospace.com

Статьи об искусстве

Художники XV века
Художники XVI века
Художники XVII века
Статьи о русской живописи

Разное

Карта сайта
Картины художников

Портрет Льва Толстого

При мне сегодня была распакована из ящика картина, только что
прибывшая с московской железной дороги. Это — портрет Льва Толстого, написанный
недавно, в августе месяце, Репиным в Ясной Поляне. Портрет этот —
поразительная вещь. Еще ни одного подобного портрета Толстого не было у нас.
Превосходен был портрет, написанный однажды Крамским. Но это было давно,
целых 14 лет тому назад (1873). С тех пор Толстой много изменился, конечно,
постарел, но тип и выражение его лица сложились еще могучее и характернее
прежнего под влиянием мысли и таланта, не перестававших все время работать.
Душа и мысль выковали из всего облика, уже и всегда прежде характерного,
нечто новое, необыкновенное, далеко выходящее из области того, что мы встречаем
всякий день вокруг себя,— и таким именно и изобразил его Репин. Портрет
этот удался ему так, как удаются только портреты личностей глубоко понимаемых,
тех, что ценимы всеми силами души. Мне кажется, если бы портрет
поставить сейчас в Эрмитаж, где его настоящее, народное место, он продолжал бы там великолепно весь ряд тех великих портретов Рембрандта, Рубенса,
Веласкеса и других крупнейших художников, которыми так знаменита по всей
Европе наша изумительная картинная галерея.
Портрет, написанный Репиным, необыкновенно прост и по позе и по краскам,
но поразителен в такой степени своею талантливостью и правдою, что, наверное,
остановит на себе глаза всякого, кто способен что-нибудь чувствовать в искусстве
и в живой передаче существующего.
Толстой представлен сидящим в кресле (очень оригинальном), с небольшой
книжкой в одной руке, которую он точно только что читал и заметил там
пальцем то место, где остановился, другая рука лежит на ручке кресла. Он
смотрит прямо на зрителей, немного наклонив вбок могучую голову, с длинной
седой бородой, на нем надета черная блуза (на портрете 1873 года он тоже
в блузе, только синей), блуза стянута в талии ремнем, но как-то похожа на
подрясник. Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля мысли.
Глаза, глубоко сидящие в своих впадинах, глядят вдаль и в глубину, словно
прямо в твое сердце и душу. Перед вами человек какой-то необыкновенный,
оставляющий несравненное какое-то впечатление. Доброта, золотое сердце, большая
сила мысли, непреклонная воля — все нарисовалось на этом лице, в этих
глазах.
Мне кажется, кто бы обрадовался этому портрету, как новому, неожиданному
счастью,— это Крамской, если бы оставался и теперь еще среди нас. Он сам был
крупный художник, он и сам однажды изучал лицо и выражение Льва Толстого
и, наверное, лучше большинства других оценил бы теперь всю талантливость
и правду нынешнего нового портрета. Он так высоко ставил всегда Репина в
нашем искусстве, так от глубины души радовался всякому новому его шагу
вперед!
Но Репин написал не один только этот чудный портрет в те немногие дни,
что прожил нынче в Ясной Поляне. Он написал еще маленькую картинку
(вершков в 9 ширины): «Лев Толстой пашет». Это своего рода chef-d'oeuvre.
Репин сам присутствовал на поле во время того, как граф Лев Толстой шел
с сохой по полосе, и тут же быстро, для себя нарисовал эту сценку в дорожном
альбоме. Позже он выполнил ее масляными красками. Широкое поле; лишь
далеко где-то в фоне виден лесок. Лев Толстой идет по борозде с двумя белыми
лошадками, держа обеими руками ручки сохи, вонзающейся в землю; на нем
синяя мужицкая рубаха, с отстегнутым немного воротом, на ногах высокие
сапоги, на голове белая фуражка. Вся фигура, богатырская, могучая, напоминает
мне немного тех двух бронзовых богатырей, которые в «Бурлаках» Репина идут в первой паре, таща по Волге нагруженную баржу. То же выражение силы,
преданности своему делу, тот же беспредельно национальный тип и склад. Две
белые крестьянские лошадки, на которых пашет Толстой,— одно из чудес новой
русской живописи. Эти две лошадки — два разных характера, две разные
( натуры. Одна, кроткая, покорная, безропотно исполняющая свою службу, шагает
по полосе безучастно, тупо,— это сущая машина; другая, живая и беспокойная,
идет совсем другим шагом, вертит мордой, неровно перебирает ногами, кажется,
ей досадно, несносно, она, пожалуй, готова и побежать. Вся картинка в своем
целом показалась мне таким необыкновенным образчиком современного «жанра
», да еще с изображением Льва Толстого, да еще выполняющего на деле, как
Левин, то, что он проповедует в своих статьях и книгах, что я посоветовал
владельцу одного из лучших и значительнейших наших литографических заведений,
генералу А. А. Ильину, воспроизвести эту картину хромолитографией,
в точную величину оригинала. Это скоро осуществится. Мне кажется, эта копия
будет нужна и драгоценна всей интеллигентной части нашего общества.

Источник - В.В. Стасов. Избранные статьи о русской живописи.